Сбербанк и ВТБ предлагают услугу электронной регистрации прав при покупке жилья. Это экономит время, но стоит до 12 250 руб. На данный момент около 67% сделок проходит через электронную регистрацию. Сервис совершенствует не только работу банков, но и МФЦ (Росреестр). Вот как работает данная услуга.
Как происходит электронная регистрация?
Если объект недвижимости приобретается в новостройке, то регистрируется договор долевого участия (ДДУ), на вторичном рынке — договор купли-продажи жилья. Данная услуга распространяется и на земельные участки. Правда, для земельных участков и для вторичного жилья сервис доступен только в том случае, если право собственности на них было оформлено после 1998 года. В данной услуге есть и ограничение на количество созаёмщиков (не более пяти), продавцов и покупателей (не более двух).
После одобрения ипотеки необходимо приехать в банк для подписания кредитного договора и других документов. В этот момент сотрудник банка предложит подключить сервис безопасных расчётов (2 000 руб.). Его суть — в хранении банком денег до регистрации сделки в Росреестре: только после регистрации договора банк отправит средства продавцу недвижимости. Если договор не зарегистрируют, то деньги вернутся покупателю. «Услуга необязательная», — пояснили в пресс-службе Сбербанка.
Покупателю и продавцам делают усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП), которой будет подписываться договор.
Отправить пакет документов на регистрацию по условиям оказания услуги должны в течение 14 дней с момента её оплаты. Покупателю объекта недвижимости придёт СМС-сообщение с кодом. Ему позвонит сотрудник Росреестра и запросит этот код. После его введения договор будет подписан цифровой подписью и передан на регистрацию.
Регистрация договора занимает 5–7 дней. Как только договор будет зарегистрирован, пришлют СМС-сообщение, а на электронную почту поступит подписанный договор с Росреестра.
В течение следующих суток Сбербанк должен перевести деньги продавцу недвижимости.
Зачем это нужно?
Во-первых, при оформлении ипотечного кредита и электронной регистрации документов банк снижает ставку по ипотечному кредиту в размере 0,1 процентного пункта. Во-вторых, «сервис заменяет минимум четыре визита в банк и МФЦ/Росреестр», — утверждают в Сбербанке.
По данным пресс-службы, в настоящее время 67% всех ипотечных сделок Сбербанка с первичной недвижимостью проходят с использованием электронной регистрации, и 41% — по сделкам со вторичными объектами недвижимости.
Воспользоваться электронной регистрацией можно даже без оформления ипотечного кредита. Услугу предоставляют во всех регионах России.
Сколько это стоит?
Стоимость электронной регистрации составляет от 7 000 до 10 250 руб. «Стоимость сервиса складывается из операционных затрат банка в конкретном регионе, госпошлины и затрат на оформление УКЭП», — сообщают сотрудники банка. Также к ней можно добавить 2 000 руб. за сервис безопасных расчётов, поскольку на практике от этой услуги не всегда получается отказаться.
Как проверить зарегистрированный договор?
Вместе с зарегистрированным договором Сбербанк присылает инструкцию для проверки документа. Для этого нужно зайти на сайт Росреестра и загрузить электронный файл в формате «xml». Затем нажать «Показать в читаемом формате». В результате вы увидите дату, номер регистрации и имя регистратора.
Минусы электронной регистрации
1. Стоимость услуги. Если самостоятельно отнести документы в Росреестр, то нужно заплатить только госпошлину в размере 2 000 руб., а электронная регистрация с учётом сервиса безопасных расчётов может стоить в 6 раз дороже.
2. Не все принимают электронную версию договора и выписки из ЕГРН. В большинстве случаев, при покупке жилья на вторичке в 95% случаев необходимо арендовать банковскую ячейку. Открыть её можно только при предъявлении оригинала подписанного договора купли-продажи с печатью Росреестра о регистрации документа.
3. Регистрация по месту жительства. В некоторых МФЦ могут не принять электронную выписку из ЕГРН и потребовать бумажный документ с печатью. На это жалуются некоторые клиенты на сайте самого сервиса.
Сбербанк пишет, что после электронной регистрации вообще нет необходимости предоставлять куда-либо выписку, полученную на почту. «Госорганы, в которые вы обращаетесь, могут самостоятельно запросить данные в Росреестре», — говорится на сайте сервиса.
4. Ограниченное количество сделок при регистрации. Если право собственности на вторичное жильё или земельный участок без построек было зарегистрировано до 1998 года, то при их купле-продаже придётся обращаться в Россреестр (МФЦ) лично. Также электронная регистрация невозможна, если одной из сторон сделки являются несовершеннолетние или представители с доверенностью.