Зелёное кольцо Синее кольцо

Гештальт-терапия

Выражение "закрыть гештальт" получило широкое распространение в речевом обиходе. Оно означает "довести начатое до конца, успокоиться и больше не возвращаться к ситуации". Понятие "гештальт" отсылает нас к психологии восприятия и экспериментальной терапии.

Что такое гештальт-терапия

Гештальт-терапия зародилась на основе гештальт-психологии - научной дисциплины, появившейся на рубеже 19-20 веков. Академическую базу нового направления заложили исследователи Макс Вертхаймер, Курт Коффка и Вольфганг Келлер. Они изучали особенности человеческого восприятия и пришли к выводу, что разум тяготеет к выстраиванию завершенных, полных образов - значимых объектов, проявляющихся на окружающем фоне. Например, если нарисовать квадрат или треугольник не сплошными линиями, а штрихами, человеческий мозг всё равно безошибочно распознает геометрическую фигуру, потому что воспринимает картинку не как последовательность пунктирных линий, а целиком. Целостный образ, несводимый к сумме составляющих его элементов, получил название "гештальт" - в переводе с немецкого "форма, структура". Гештальты пронизывают всю материю жизни человека, проявляясь на уровне как повседневной "бытовухи", так и ключевых проблем и важнейших целей личности.

Вдохновившись открытиями гештальт-психологии, немецкий врач-психиатр Фредерик Перлз основал гештальт-терапию - новое практико-ориентированное направление в психотерапии. Нельзя сказать, что терапия Перлза базировалась только на работах гештальтистов - в её развитие внесли вклад феноменология, психоаналитические теории, идеи восточных духовных учений - в частности, дзен-буддизма. В 1951 году Фредерик Перлз опубликовал фундаментальный труд «Гештальт-терапия: возбуждение и рост человеческой личности», который написал в соавторстве с Полом Гудменом и Ральфом Хефферлином. Новое течение привлекло множество последователей, и вскоре Перлз основал первый Гештальт-институт в Нью-Йорке.

В конце 1950-х годов гештальт-терапия стала популярным направлением в США, в европейских странах она распространилась позже - в 1980-х годах. Выделяют две научные школы - американскую и европейскую. Американская гештальт-терапия в качестве главного инструмента использует словесный диалог, в то время как европейская - более телесно-ориентированная, она предполагает работу с физическими ощущениями и действиями.

Главной задачей гештальт-терапевта считается помощь клиенту в развитии самосознания, внимания к собственным чувствам и потребностям. Специалист не позиционирует себя как стороннего наблюдателя, а становится активным участником и взаимодействует с подопечным как личность с личностью в рамках гуманистического подхода. Сеанс терапии превращается в совместное исследование клиента и терапевта, проводимое в комфортной и безопасной обстановке.

Какие основные концепции лежат в основе гештальт-подхода к процессу лечения психических расстройств

Главная идея гештальт-подхода основана на способности психики к саморегуляции, умении человека творчески приспосабливаться к изменениям окружающей среды и принципе ответственности за все свои поступки, стремления и ожидания. Гештальт-терапевт направляет внимание клиента на осознавание того, что происходит с ним "здесь и сейчас", уходя от попытки интерпретировать события. В решении актуальных проблем теоретизирование приносит мало пользы - человеку необходимо войти в контакт с собственным "я", выявить скрытые чувства, выступающие индикаторами потребностей.

Человек устроен так, что всегда имеет определённые потребности и испытывает эмоции. Однако многие желания и чувства подавляются по мере процесса социализации - стремясь получить любовь и защиту значимых взрослых, ребёнок старается "быть хорошим" и невольно предаёт себя, блокируя искренние стремления. Когда переступание через своё "я" происходит регулярно, теряется связь с истинными побуждениями. Появляются внутреннее напряжение и ощущение неудовлетворённости, которые говорят о незакрытых потребностях.

Взаимодействуя с окружающим миром в разных сферах жизни, человек должен проходить следующий цикл контакта:

  • Преконтакт - формирование и осознавание потребности.
  • Контактирование - взаимодействие со средой, направленное на нахождение предмета и способа удовлетворения потребности.
  • Финальный контакт - закрытие потребности.
  • Постконтакт - осмысление полученного опыта.

Гештальт считается завершённым, когда все этапы благополучно пройдены. Если навык осознавания (расслабленного внимания к чувствам и мыслям) не развит, контакт может прерваться на любой стадии цикла. Прерыванию способствуют такие механизмы:

  • Проекция - приписывание окружающим людям собственного импульса и восприятие его как враждебного, направленного против себя. Например, парень хочет завязать беседу с симпатичной девушкой, но его удерживает страх, что она откажется с ним общаться из-за его внешности, которая якобы непривлекательна. Возможно, девушке как раз нравятся именно такие внешние данные, но молодой человек в фантазиях уже наделил её негативными мыслями о себе самом.
  • Интроекция - включение во внутренний мир чужих взглядов и установок, без подвергания их критическому осмыслению. Например, авторитарная мама вложила дочери в голову интроект "девочки не должны спорить и драться". Дочь приняла это убеждение на веру и руководствуется им по жизни, но оно сковывает её в тех ситуациях, когда нужно постоять за себя, защитить свои интересы. При этом, если спросить девушку: "А почему не должны?", та не сможет обосновать свою позицию, потому что никогда над ней не задумывалась - это не её, а мамино мнение.
  • Конфлюэнция - стирание границ между собственной личностью и личностью другого человека, невозможность отделить свои переживания и намерения от чувств и стремлений партнёра по общению. Механизм конфлюэнции проявляется, когда мать продолжает психологически сливаться с подросшим ребёнком и употребляет слово "мы", говоря о нём. Например: "Мы ещё не определились, куда будем поступать", "Мы плохо знаем английский, нам нужен репетитор, чтобы сдать ЕГЭ". Поступать и сдавать экзамен предстоит школьнику, а не маме, но та уже привыкла отождествлять себя с ребёнком.
  • Ретрофлексия - совершение человеком по отношению к себе действий, которые он на самом деле хотел бы направить на другого. Активность не уходит во внешнюю среду, а обращается вовнутрь. Если человек вынужден в повседневных обстоятельствах сдерживать злость, она преобразовывается в аутоагрессию и проявляется в закусывании губ, сжатии кулаков, стискивании зубов. Сюда же можно отнести некоторые вредные привычки и навязчивые действия.

Гештальт-терапия рассматривает психическое расстройство как влияние незавершенного гештальта - неразрешённое психическое явление может спровоцировать развитие отклонений в будущем. Лечение происходит в ходе терапевтических сеансов, на которых человек заново узнаёт себя, подходит к осмыслению своих истинных жизненных ценностей, меняет модели поведения и обретает гармонию с окружающим миром. Гештальт-терапевт работает с актуальными, текущими состояниями клиента, не углубляясь в "археологические раскопки" его подсознания.

Методы гештальт-терапии

Гештальт-терапевт предлагает клиенту специальные упражнения - эксперименты. В ходе их выполнения выявляются скрытые эмоции, чувства и действия, неосознаваемые в обычной жизни. Физические и психические реакции, которые удалось отследить, называют феноменами.

На сеансах гештальт-терапии часто используется метод монодрамы или техника "пустого стула". Во время индивидуальной сессии клиент проговаривает волнующие проблемные ситуации и делится личными переживаниями, представляя, что перед ним на пустом стуле сидит знакомый человек (родитель, супруг, подруга, начальник, бывший одноклассник). На групповом сеансе роль "собеседника" играет один из присутствующих. В ходе монолога клиент сосредотачивается на своих телесных ощущениях, внутренних побуждениях, эмоциональном состоянии. Терапевт воспринимает и анализирует текущие реакции клиента - изменения в эмоциях, голосе, мимике, жестах, позе. Психолог может вмешиваться в эксперимент - задавать наводящие вопросы, направлять высказывание в нужное русло, акцентировать внимание на важных моментах.

Техника монодрамы совмещается с другими методами. В гештальт-терапии распространены творческие задания на экспрессию и воображение - например, нарисовать или художественно описать свой страх. Это упражнение позволяет зафиксировать ускользающие детали, совместить эмоциональный, познавательный, телесный и визуальный аспекты. В процессе работы над рисунком или рассказом клиент может пережить инсайт - внутреннее озарение, проливающее свет на выход из травмирующей ситуации. Также популярны упражнения на развитие осознанности ("сканирование тела") и ответственности (формулирование "я-высказываний").

С какими проблемами обычно обращаются к гештальт-терапевту

Гештальт-терапия позволяет эффективно проработать ситуации, в которых задействованы отношения, расстановка приоритетов, проблемы с самооценкой, потери и нереализованные ожидания. Гештальт-терапевт поможет в следующих состояниях и ситуациях:

  • депрессия;
  • неуверенность в себе;
  • сложности в семейных, любовных, дружеских и деловых отношениях;
  • утрата смысла жизни;
  • апатия;
  • потеря близкого человека (смерть, расставание);
  • тревога и страхи;
  • одиночество.

Терапия может дать хорошие результаты в лечении психосоматических расстройств. С позиции гештальт-подхода, психосоматический симптом - своеобразный способ контакта. Когда-то он служил творческой адаптацией в сложной ситуации, а потом закрепился и стал привычным способом реагирования. Многие люди страдают от заболеваний, истоки которых кроются в психологических причинах. Здесь выручает гештальт-терапия, позволяющая осознать природу симптома и "выгоды", получаемые клиентом.

Кому не подойдет данная терапия

Гештальт-терапевт - специалист, помогающий людям с относительно здоровой психикой или невротической организацией личности. Если у пациента психотическое или пограничное расстройство, ему лучше обратиться к тем методам, которые порекомендует лечащий врач. То же самое касается людей с наркотическими зависимостями.

В среднем, гештальт-терапия продолжается от 3 месяцев до 1-2 лет, длительность курса зависит от сложности ситуации. Поверхностные текущие запросы могут быть проработаны за 10 сеансов, если за ними не стоят глубинные проблемы, требующие больше времени и усилий.