Интроекции. Как жить, не повторяя судьбу родителей?

Луиза Л. Хей
Основательница движения самопомощи, автор более тридцати книг популярной психологии, в том числе бестселлера «You Can Heal Your Life».
Мы изучаем наши системы убеждений, будучи очень маленькими детьми, а затем двигаемся по жизни, создавая опыт, соответствующий нашим убеждениям. Оглянитесь назад на свою собственную жизнь и обратите внимание, как часто вы проходили через этот опыт.
Интроекции, как один из способов защитных механизмов, предложенных Зигмундом Фрейдом, возникают, когда человек принимает проекции значимых ему людей: стандарты, принципы, идеи, мысли, слова и устои. Все, что он слышит и воспринимает через поведение – он делает «своим». Это бессознательный механизм, который в полную силу вступает уже в осознанном жизненном периоде и человек порой начинает себя чувствовать так, будто он проживает не свою судьбу.
Способы возникновения интроекций:
- Родители проецируют на детей проблемы, которые не смогли решить сами.
- Дети используют интроекции, чтобы поддержать контакт с родителями и воспитателями.
- Человек делает ожидания и проекции других людей частью собственных представлений о себе и о мире.
Чтобы превратиться в личность, человеку необходимо осмыслить свое окружение и дать ему определение. В лицах своих родителей, потом в воспитателях, после – в учителях, дети видят зеркала. Все, что они воспринимают – обертывают вокруг себя, чтобы получить способ контролировать окружение и одновременно принимать себя. И то, что они видят в зеркале – неизбежно воспринимается своим.
Дети чувствуют – чтобы поддерживать отношения и не быть брошенными, они должны быть тем, что отражается в зеркале. Они еще не развили способность отвергать проекции и их самоощущение подчиняется силе, которая исходит от взрослого.
Впоследствии, моральный кодекс и поведение учителей и сверстников также могут существенно влиять на личность ребенка. Эти влияния могут вступать в противоречие с ценностями, которые прививают ребенку. Например, мальчик, который обычно веселый дома, может начать пинать свою собаку или придираться к младшей сестре после того, как столкнулся с унижениями в школе.
Человек может вбирать в себя положительные черты и убеждения, такие, как сострадание, лояльность, нравственность или желание помочь бедным.
В некоторых болезненных случаях и потерях интроекция помогает справиться с тяжелыми чувствами, потому что к боли примешивается любовь. Например, у дочери, потерявшей мать, мысли о том, что она делает что-то «совсем как моя мама», могут вызвать счастливые и яркие воспоминания.
Юноша, который полон решимости поступать в некоторых случаях «как папа», будет развивать в себе чувство ответственности.
- Когда ребенок усваивает в своем образе мышления идеи и голоса другого значимого, это приводит к отождествлению себя с человеком, который выражает эти идеи. Некоторые подростки могут полностью сосредоточиться на поддержании родительских убеждений и выполнении ожиданий, а не на принятии собственных решений о будущем. Человек, находящийся в отношениях, может усвоить комментарии другого партнера о внешности и поведении и начать действовать таким образом. Так возникает идентификация.
- Несовместимые концепции приводят к борьбе с собой или со значимым человеком, чтобы отстоять себя. В этом случае чрезмерное внимание уделяется убеждениям других, вместо своих личных потребностей. В результате противостояния возникает внутренний конфликт, опирающийся на чувство долга и вины.
- Ребенок, выросший в негативном окружении, может постоянно чувствовать себя никчемным, некомпетентным или виноватым, чувствовать себя неспособным свободно выражать эмоции и испытывать трудности с поиском идентичности или самоощущения. При наличии этого препятствия на пути саморазвития ребенок может испытывать проблемы с самооценкой и начать терять уверенность в себе, а также может стать самокритичным.
- Негативная интроекция также может быть частью абьюза и цикла жестокого обращения. Например, человек, находящийся в оскорбительных отношениях, может начать верить утверждениям партнера, который ведет себя жестоко, и усваивать чувство собственной никчемности или неудачи. В некоторых случаях жертва может настолько сильно копировать личность насильника, что затем жертва сама становится насильником.
Для выявления глубоко укоренившегося бессознательного материала терапевты используют различные виды психоанализа. Даже если присутствуют болезненные воспоминания, психотерапия помогает мягко и ненавязчиво разрешить все виды конфликтов.
Терапевты могут также использовать когнитивно-поведенческую терапию, чтобы помочь людям проанализировать негативные убеждения и постепенно заменить эти убеждения более реалистичными и точными мыслями.
В EMDR-терапии, работая над материнским или отцовским интроектом, негативные последствия обрабатываются, и человек становится способным отделить себя от бессознательного влияния.
Техники НЛП способны привести человека к снятию напряжения и восприятию, которое откроет новые возможности в жизни.
С помощью специалистов нашей платформы возможно устранить последствия негативных интроекций и разработать стратегии, позволяющие избежать дальнейшего воздействия в будущем.